10 ошибок родителей или как воспитывать без нервов

  • 10 ошибок родителей или как воспитывать без нервов

Маленькие дети имеют свои особенности восприятия, и для того, чтобы быть услышанными, взрослым нужно разговаривать с детьми, учитывая эти особенности. Если взрослые дают указания детям как «маленьким взрослым», то чаще всего эти указания не воспринимаются и не исполняются. Мы расскажем о том, как не допустить самые распространенные ошибки при взаимодействии ребенка и взрослого.  

Ошибка 1. Отсутствие зрительного контакта

Мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на игре с конструктором). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, внизу!


Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание ребенка на себя. Возьмите ребенка на руки, присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Маша, посмотри на меня», «Даня, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

Ошибка 2. Просьба, состоящая из нескольких

«Разденься, помой руки и садись кушать.», - для взрослого эти указания просты и понятны. Однако, для ребенка младше 3,5–4 лет - это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Поэтому малыш застревает в прихожей.

Работа над ошибками. Разбивайте все задачи на простые и выдавайте ребенку только одно короткое задание. Например: «Сними ботинки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

Ошибка 3. «Косвенные» указания

Например: «Ты еще долго будешь там сидеть?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». Малыши понимают все буквально. Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудно.
Работа над ошибками. Помните, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

Ошибка 4. Многословность

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». Выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь.
Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно внимание на другую подвижную игру, то есть найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

Ошибка 5. Говорить на повышенных тонах

Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Крик вызывает тревогу и страх, а страх снижает способность мыслить. Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например, начальник. Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком.
Работа над ошибками. Один из способов удержать эмоции под контролем – хотя бы досчитать до 10 перед тем, как начинать объяснять, в чем ребенок неправ.

Ошибка 6. Ожидание немедленного изменения поведения

Дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, катать машинки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в магазин) ребенок младше шести попросту не может.
Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора идти, а ребенок увлечен игрой. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет совершить свои игровые действия, после чего оставит игру и будет делать то, что вам нужно. Подробно обговорите с ним последовательность всех действий. Предложите малышу поиграть в «кто быстрей» - чаще всего это отлично работает. 

Ошибка 7. Метод «заезженной пластинки»

Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша.
Работа над ошибками. У детей очень хорошо работает зрительная память, поэтому для освоения режимных моментов эффективны картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Можно повесить в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим ситуациям.

Ошибка 8. Просьба-«отрицание»

«Не лезь в лужу!», «Не ходи туда!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш часто воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.
Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай обойдем лужу по этому узкому бордюрчику» или «Пойдем сюда и посмотрим, что там есть интересного».

Ошибка 9. Постоянное одергивание

Нередко родители (и особенно бабушки) так переживают за детей, что постоянно комментируют их действия: не споткнись, выпрями спину, не чавкай, иди спокойно… В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать такую речь просто как «фон».
Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, и старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Тогда малыш обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

Ошибка 10. Неумение слышать ребенка

Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе. Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, а мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли.
Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, гораздо важнее то, КАК вы его проводите. Попробуйте на какое-то время полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание при помощи шалостей.

Для подготовки статьи использовались рекомендации психолога Оксаны Лысиковой.

2018-02-19 23:22:33
0
134

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Я прочитал Согласие пользователя и согласен с условиями

Рекомендуемые статьи

12 игр, которые помогут ребенку изучить все буквы

12 игр, которые помогут ребенку изучить все буквы

Малыши уже в 1,5 — 2 года, даже если они еще не умеют говорить, вполне способны запомнить все буквы. И если подходить к процессу обучения без фанатизма, маскируя обучение под игру, то малышу станет интересно все, что связано с буквами, а потом с чтением. Предлагаем вам 12 лучших игр для запоминания букв. Только имейте ввиду, что сначала нужно учить звуки, а не буквы, (то есть не «бэ», а «б»), ч..

2018-02-19 01:24:43
0
174
9 методов подавить творческое мышление у ребенка

9 методов подавить творческое мышление у ребенка

Абсолютно каждый ребенок с рождения обладает творческим мышлением. Его можно или развивать, или подавлять, третьего не дано. Мы разберем 9 ошибок родителей, которые подавляют творческие порывы детей: Плохой личный пример родителей Если родители пассивно относятся к жизни, ни к чему не стремятся – это автоматически подсознательно впитывает ребенок. И не важно, что именно вы говорите..

2018-02-20 00:14:36
0
166
Упражнение "Что не так?"

Упражнение "Что не так?"

Супер-подборка картинок для развития речи и мышления. Вместе с ребенком внимательно рассмотрите каждую картинку и пусть малыш расскажет, что на рисунке не так и почему именно! Сначала может выходить не очень, но продолжайте заниматься и результат не заставит себя ждать. Рассчитано на возраст от 3 лет.   ..

2018-03-07 00:04:43
0
201