Как рисуют наши дети. Стадии развития детских рисунков

  • Как рисуют наши дети. Стадии развития детских рисунков

С раннего возраста дети интересуются красками и карандашами, пытаются что-то изобразить на бумаге или любой другой поверхности. Очень часто родители сразу же начинают учить ребенка рисовать что-то конкретное: желтое солнышко, голубое небо, зеленую траву, домик и елочку. Помогает это научение ребенку или вредит? Давайте рассмотрим подробнее основные стадии развития детского рисунка, которые выделили психологи:

 

Первая стадия: Штрихи

Стадия штрихов начинается в тот момент, когда ребенку впервые предложили инструменты для рисования, и длится примерно до 2 лет. На этой стадии ребенок получает удовольствие просто от того, что может изменять мир вокруг себя, видит последствия своей деятельности. Для ребенка такого возраста очень важно знать, что он может что-то сделать сам. Рисование – один из способов осознать это. Поэтому ребенок наслаждается тем, что ведет карандашом или кисточкой по бумаге или доске, оставляя «свой след».

Какие рекомендации дают психологи для родителей в этот период? Во-первых, дать ребенку возможность максимально выразить себя: предложите ему разные материалы для творчества: бумагу, краски, карандаши. Будьте готовы к тому, что ребенок сделает всего несколько штрихов на бумаге и возьмет чистый лист. Для родителя это всего лишь «порча бумаги», а для ребенка – нарисованная картина. На первых порах будет экономнее покупать бумагу для принтера в пачках, чем тратить деньги на альбомы для рисования. При выборе карандашей рекомендуем остановиться на восковых: они менее острые, чем обычные карандаши, а значит – более безопасные. Краски и карандаши прекрасно отмываются от поверхностей, одежды и тела, чего не скажешь о фломастерах, поэтому покупку фломастеров пока можно будет отложить. Зато очень рекомендуют пальчиковые краски: их можно использовать как на бумаге, так и в ванной на кафеле, а рисовать можно как кисточкой, так и пальчиками, что дает большой простор для творчества и самовыражения маленького художника.

 

Вторая стадия детского рисунка

Стадия бесформенных изображений, начинается на третьему году жизни. Рисунки выглядят примерно так же, как и раньше, но имеют другое эмоциональное и смысловое наполнение: раньше ребенок получал удовольствие от процесса рисования, а теперь пытается изобразить что-то конкретное. Чаще всего никто, кроме самого автора рисунка, не может точно сказать, что изображено на картинке: если это дом, то крыша и основание дома могут оказаться в разных частях листа, если это человек, то глаза и рот могут оказаться за пределами головы.

 

Третья стадия – стадия схематического изображения

Начинается в возрасте 4-5 лет. На этой стадии ребенок рисует только основные детали объекта. Эта стадия развития детского рисунка еще называется «стадия головоногов», потому что дети пытаются нарисовать человека таким образом: рисуют голову, а вместо тела человека сразу рисуют ноги, которые идут из головы. Если тело рисуется, то форма его может быть не только овальной, круглой, но и квадратной. На таких рисунках абсолютно не учитываются реальные пропорции: например, пальцы могут оказаться длиннее рук, и количество пальцев на руке может быть как меньше, так и больше пяти, т.к. ребенок пока что о таких мелочах просто не думает.

Не стоит обращать внимание на ошибки или неточности такого рисунка – это нормальный результат для такого возраста и эту стадию проходит большинство детей, которые рисуют.

 

Четвертая стадия детского рисунка – стадия правдоподобных изображений

Примерно к началу школьного обучения наступает четвертая стадия детского рисунка – стадия правдоподобных изображений. Теперь ребенок пытается изобразить реальный внешний вид предметов, которые рисует. На рисунках появляется больше деталей: волосы, одежда, украшения на людях, лужайки, цветочки, скамеечки возле домиков и т.п. Появляются сложные сюжетные изображения. При этом такие рисунки характеризует некая прозрачность: например, домик может быть нарисован одновременно снаружи и изнутри, у кошки, которая лежит, нарисованы 4 лапы, хотя в реальности все четыре лапы не видно. Пропорции еще не могут быть как следует соблюдены, и то, что находится далеко, на рисунке может быть изображено крупнее того, что находится близко.

До этой стадии рисования доходит любой ребенок, в распоряжении которого были карандаши и бумага, и переход от одной стадии детского рисунка до другой никак не зависит от действий взрослых: детский рисунок меняется вместе с тем, как развивается мозг ребенка. Можно натренировать ребенка рисовать определенные объекты, навязать ему «шаблоны» рисования, но тогда он сможет рисовать только то, на что его «натаскали» и перестанет пытаться изображать что-то свое. Согласитесь, в жизни солнце не всегда имеет круглую форму и желтый цвет, а домик – это не всегда треугольная крыша на квадратике.

Для того, чтобы не «убить» в ребенке творческое начало рекомендуют не учить детей рисовать до 7-8 лет. После того, как пришла стадия правдоподобных изображений можно начинать обучение живописи. Пропорции, перспектива,  тени – все это чаще всего не появляется на рисунке без специального обучения, но и недоступно для понимания детьми мледшего возраста до тех пор, пока не сформировались определенные участки мозга.

2018-02-18 23:51:16
0
186

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!

Рекомендуемые статьи

Как развивать математические способности

Как развивать математические способности

Давайте посмотрим, какие умения способствуют развитию математических способностей, и какие игры помогают детям их тренировать. Умение сравнивать - это умение выделять одни признаки предмета и абстрагироваться от других. Самые простые игры для развития умения сравнивать – это матрешка и пирамидка. Нужно выстроить ряд предметов, упорядоченных по выбранному признаку (например, ..

2018-02-19 23:05:44
0
209
Игра "С какого дерева листочек"

Игра "С какого дерева листочек"

Летом, обычно, очень жарко и хочется прохлады. Также с детьми нужно гулять, чаще быть на свежем воздухе. Очень трудно, если у дома нет водоема или реки. Зато почти в каждом городе есть прохладный парк, в котором можно так весело гулять;) Предлагаем вам прогулку по парку с пользой для себя и малыша. Предложите ребенку игру "С какого дерева листочек?". Суть игры очень проста: искат..

2018-02-19 23:54:37
0
447
Капризы ребенка. Всё, что вы хотели знать об этом

Капризы ребенка. Всё, что вы хотели знать об этом

Когда листья вашего фикуса желтеют и опадают, вам не приходит в голову мысль о том, что растение капризничает и делает это специально, из вредности или для того, чтобы вы почувствовали себя плохой садовницей. Вы воспринимаете «поведение» растения как сигнал: слишком много или слишком мало воды, света или удобрений... Так много или мало? Вы стараетесь понять, что происходит. Ребенок явно сложнее..

2018-02-20 01:27:29
0
223
Какие игрушки нужны ребенку

Какие игрушки нужны ребенку

Большое количество и разнообразие игрушек в магазинах делают выбор игрушек для ребенка достаточно сложным процессом. Конечно, можно довериться производителям и покупать игрушки в соответствии с надписью на упаковке (0+; 2+; 3+). Но тут мы сталкиваемся сразу с несколькими трудностями: игрушек с категорией 0+ почему-то достаточно мало; изделия одинаковые на вид и по смыслу у разных производи..

2018-02-20 09:43:06
0
260

}