Капризы ребенка. Всё, что вы хотели знать об этом

  • Капризы ребенка. Всё, что вы хотели знать об этом

Когда листья вашего фикуса желтеют и опадают, вам не приходит в голову мысль о том, что растение капризничает и делает это специально, из вредности или для того, чтобы вы почувствовали себя плохой садовницей. Вы воспринимаете «поведение» растения как сигнал: слишком много или слишком мало воды, света или удобрений... Так много или мало? Вы стараетесь понять, что происходит.

Ребенок явно сложнее зеленого растения, но есть и то, что их объединяет. Капризы ребенка — это сигнал: ребенок в чем-то нуждается. Чего-то слишком много или слишком мало. А если предположить, что капризное поведение ребенка не провокация, а следствие, ответ или реакция? Ведь мы можем считать проблемой то, что на самом деле является естественным для ребенка. Бессмысленно паниковать каждой осенью по поводу того, что с деревьев в саду осыпаются листья... или ваш четырехлетний малыш капризничает, потому что не умеет проигрывать.

Что такое каприз ребенка?

С точки зрения большинства родителей, дети капризничают. Роберт отказывается пить из синего стаканчика, Алиса не хочет одеваться, чтобы пойти на улицу, а Антон отказывается впускать в ванную папу и впускает только маму... Как надоели детские капризы!

А действительно ли это «комедия»? Такие типичные поведенческие реакции — это «капризы» ребенка, т.е. малообоснованные желания, или все-таки речь идет о вполне объяснимом поведении с учетом развития мозга ребенка? Беспрестанное и приводящее нас в отчаяние капризное хныканье трехлетней малышки Лилии может быть следствием, а не ее намерением.

Мы убеждены в том, что наши дети сознательно пытаются одержать верх над нами: «Видели бы вы, как он смотрит на меня, когда делает очередную глупость!» Увы, то, что мы считаем доказательством, на самом деле имеет совсем другую природу. Вы хотите, чтобы дети были спокойными, уравновешенными, послушными, никогда не кричали и не плакали? Это невозможно. Вы хотите, чтобы дети не капризничали? Это возможно!

Что происходит, когда ребенок капризничает?

Да, несомненно, что-то действительно происходит. Капризные реакции ребенка имеют не случайный и не намеренный характер. Поэтому, вместо того чтобы раздражаться, зададим не только ребенку, но и самим себе вопрос: «Что происходит, когда ребенок капризничает?»

Чтобы сдержать наши обычные рефлексы, сделаем это громко и вслух.

Уверенным нужно быть только в том, что ребенок не старается ни поймать родителей в ловушку, ни испытать их на прочность — для этого у него пока недостаточно развит интеллект.

Капризы ребенка — у нас будет в этом возможность убедиться на протяжении чтения всей этой статьи — на самом деле представляют ответные реакции мозга малыша на слишком сложные для его возраста ситуации.

Итак, попробуем разобраться в том, что же происходит во время капризов детей на самом деле.

Существует простой тест, который поможет проверить, сумеет ли ваш ребенок вообще обмануть вас. Для этого понадобится развивающая игрушка — пластмассовая или деревянная дощечка с отверстиями, через которые проходят предметы различной формы (или просто сортер). Покажите ребенку два отверстия — например, круглое и треугольное — и дайте ему, скажем, предмет треугольной формы.

Спросите у него, через какое отверстие пройдет этот предмет. Большинство полуторагодовалых детей будут делать выбор наугад. В 3 года или чуть старше 85% детей будут вставлять треугольник — даже в этом возрасте правильный выбор делается не всегда. После четырех лет подавляющее большинство детей легко справятся с этой задачей — ведь для этого нужно, чтобы они могли удерживать в голове одновременно три формы. До тех пор, пока ребенок будет определять только опытным путем, пройдет или не пройдет тот или иной предмет, будучи не в состоянии ответить вам сразу, малыш не способен капризничать.

Прикосновения, объятия, поцелуи, ласки… Физический контакт.

Ваш ребенок не очень ласковый? Возможно, потому, что вы сами были лишены ласки в детстве.

Вы вправе любить вашего ребенка, что находит свое отражение в проявлении ласки — как вашей, так и его. Вам необходим — как всем людям — чудесный гормон окситоцин, который вырабатывается в организме при физическом контакте: он расслабляет, способствует возникновению ощущения защищенности, психологического комфорта и счастья.

Чувство любви ощущается при этом не только в груди, оно охватывает все тело. Положите вашу руку на руку ребенка. Слушайте, чувствуйте, воспринимайте и принимайте жизнь ребенка в вашей ладони.

Подышите в вашу руку, а потом представьте, что вы позволяете его дыханию проникнуть внутрь вашего тела... вплоть до сердца.

Но не все сводится к нехватке любви... Нервные срывы у малышей от одного года до трех лет могут иметь непосредственное отношение к их психологическому состоянию.

С недавних пор появилась тенденция объяснять все с помощью психологии и приписывать любые, даже самые незначительные отклонения в поведении стремлению обратить на себя внимание или борьбой за власть, — в действительности причины нервных срывов гораздо проще.

Изменение уровня глюкозы в мозге от голода, жажда, недосып, слишком теплое одеяло, переполненный мочевой пузырь или кишечник, перевозбуждение — все эти факторы буквально заливают мозг и тело ребенка гормонами стресса.

 

Истерики ребенка и другие эмоциональные бури

Мама, в моей голове и моем теле происходит настоящая буря. Я даже не слышу, как ты со мной разговариваешь. Если ты устроишь мне взбучку, я буду орать еще сильнее или замолчу, ошеломленный. Если я замолчу, то ты подумаешь, что взбучка пошла мне на пользу, но мое молчание объясняется только стрессом. Моему организму не нужен ни страх, ни стресс.

Почему ты такая сердитая? Не сердись — я не виноват. Ты мне нужна, мама. Ты должна помочь мне остановить эту бурю. Я кричу все сильнее только потому, что зову тебя на помощь... Не оставляй меня наедине с моей истерикой... Ведь вокруг меня столько незнакомых предметов, новых ощущений и звуков... От этого кружится голова... Ах, конфеты! Когда я ем конфеты, я снова становлюсь бодрым и знаю, что делать.

Когда ты забираешь их у меня, я в растерянности. Я делаю это не нарочно, гормоны стресса заливают мое тело, двигательные нейроны освобождаются от напряжения, и я кричу, плачу, катаюсь по земле, бьюсь головой об пол... Иногда мне удается «продержаться» до дома, и я взрываюсь, когда мы остаемся с тобой вдвоем, но иногда у меня это не получается.

Перегруженная нервная система ребенка включает механизм, с помощью которого организм ребенка сбрасывает накопленную отрицательную энергию (истерика) и которому в англоязычных странах дали характерное название tantrum (с англ. вспышка гнева или раздражения). Вы просите малыша не капризничать и успокоиться, но на самом деле истерика ребенка — это ЕГО способ самоуспокоения. Сразу же после истерики он расслабленно улыбается — к изумлению родителей, которые именно поэтому начинают считать, что это была комедия.

Дилемма «уступить»/«не уступить» — ловушка. В обоих случаях игнорируется потребность ребенка дать выход своим эмоциям через истерику. Например, супермаркет быстро превосходит его возможности усвоения информации. Слишком много ярких цветов, предметов и звуков, не говоря уже об эмоциональном напряжении, раздражении взрослого и даже... отсутствии двигательной активности для малыша, которому долго приходится сидеть в тележке рядом с продуктами.

Детский мозг воспринимает тысячи сенсорных стимулов, но ему нечего делать с ними — отсутствует направление для их выбора и упорядочивания, в то время как они возбуждают нейроны. Малыш старается успокоиться, закрепиться на чем-то, ищет возможность сосредоточиться на чем-либо... Конфеты — это всего лишь попытка вернуть утраченный в результате нервного перенапряжения контроль над ситуацией.

"Мама, когда начинается истерика, меня нужно только обнять, успокоить, обезопасить от этого нервного потрясения — оно происходит вне моей воли и пугает меня. Если ты будешь нежно и крепко прижимать меня к себе тогда, когда я кричу, — мне будет легче. Держи меня крепко, даже если я буду энергично отбиваться. Мама, пожалуйста, не покупай конфеты, но научи меня управлять мозгом".

Парадоксально, но мы сами нервничаем, когда просим ребенка успокоиться. Гораздо эффективнее было бы подключить его к нашей собственной вегетативной нервной системе.

Если малыша нежно и крепко обнять, то в его организме начнет вырабатываться окситоцин — гормон, который поможет успокоиться и развить каналы связи нейронов, и ему будет легче управлять эмоциями на протяжении всей его последующей жизни.

Только в четыре года ребенок сможет фиксировать в памяти одну и ту же цель приблизительно десять минут. Таким образом, малышам до четырех лет полезно напоминать о том, что им нужно делать, — похвалить их, например: «Молодец, ты выбрал хороший апельсин — клади его в сумку. Давай еще один...»

Если вы будете уделять время и внимание своему ребенку — в конечном счете, вы только выиграете... во времени! К тому же есть дополнительное преимущество — удастся избежать капризов, истерик и необходимости улаживать маленькие семейные конфликты при посторонних... Чтобы не пришлось покупать слишком много конфет, лучше сыграть на опережение: в любом новом месте или там, где выбор особенно велик — на вокзалах, ярмарках, рынках, во время семейных праздников, — ребенка надо отвлечь какой-нибудь задачей, которая, разумеется, была бы ему по силам: это поможет ему сосредоточиться на чем-либо. Его мозг начнет вырабатывать дофамингормон, который влияет на процессы мотивации и обучения, уменьшает стресс и сдерживает проявления страха и ярости.

Когда я выбираю апельсины или морковку, я чувствую себя взрослым и моя голова занята работой... Мамочка будет довольна, а мне не придется переживать истерики, из-за которых у меня появляются страх и боль.

Он не может долго оставаться на одном и том же месте!

Многие взрослые воспринимают потребность ребенка в движении как способ обратить на себя внимание или считают, что это проявление непослушания. Да, иногда ребенок таким образом стремится привлечь к себе внимание, но чаще всего малышу действительно нужно... ДВИЖЕНИЕ! Сохранять спокойствие в очереди, в пробках, в кафе или, того хуже, три часа подряд в поезде — выше нейронных способностей ребенка от двух до шести лет.

Очень подвижный ребенок необязательно нуждается в том, чтобы его «успокаивали», — достаточно направить его энергию в нужное русло. Бесполезно и вредно — как для мозга, так и для психического равновесия малыша-непоседы — наказывать его за то, что он не может долго оставаться на одном и том же месте. Лучше определить ему цель, придумать занятие — это удовлетворит потребности интеллектуального развития ребенка.

Если мозг малыша ничем не занят, это приводит к тому, что он все равно найдет себе занятие, которое не всегда придется вам по вкусу... Дайте ему задание, соответствующее его возрасту: это задействует лобные и ассоциативные зоны коры головного мозга малыша.

 

Он раскачивается на стуле!

Ребенок, раскачивающийся на стуле, не обязательно преследует цель обратить на себя внимание или подразнить вас.

Когда малыш раскачивается, он стимулирует внутреннее ухо — орган, отвечающий за равновесие. Иногда раскачивание на стуле — всего лишь игра, т. е. самостимуляция, как следствие скуки; но у этой игры может быть и другая причина: это нужно мозгу для того, чтобы активировать систему равновесия. Если попросить ребенка перестать раскачиваться, то можно спровоцировать рост внутреннего напряжения и его поведение будет уже непредсказуемым, вы получите капризного малыша в лучшем случае.

Нужно предложить малышу другую игру: покатать его на качелях или медленно покрутить с закрытыми глазами на вращающемся стуле... Если раскачивание на стуле приобретает хронический характер, вместо того чтобы ворчать, обратитесь лучше к специалисту.

Это подобно тому, как некоторые дети продолжают сосать пальцы, кулачки, игрушки в отличие от их ровесников, у которых этот рефлекс уже в прошлом, — причина заключается не в том, что у малыша не удовлетворены эмоциональные или аффективные потребности, а в том, что ему нужно найти применение сосательному рефлексу и стимулировать небо.

Консультация у опытного ортодонта позволит решить эту проблему гораздо эффективнее, чем наказание.

ВЫВОДЫ

Малыш плачет: у него истерика или ненадлежащее поведение?

Это может быть:

поиск психической стимуляции. Следует направить его активность таким образом, чтобы он нашел необходимые для развития стимулы в рамках надлежащего поведения;

поведенческая тактика обращения на себя внимания родителей. Нужно установить, в чем заключается его потребность, и либо удовлетворить ее, либо как минимум знать, в чем она состоит, — в том случае, если сразу удовлетворить ее невозможно;

психическая разрядка. Необходимо остановить капризы, плач и крики, сдержать непроизвольные движения ребенка, которыми он может травмировать себя, уменьшить стресс и восстановить его внутреннее спокойствие.

А если нет? Тогда это может быть:

реакция на несоответствующее отношение с нашей стороны

или

поведение, характерное для его возраста.

 

Ответственность родителей за капризы детей

В поезде мама обещает дочери двух с половиной лет, хотя та у нее ничего не просила: «Когда мы вернемся домой, я куплю тебе куклу». Разумеется, через несколько минут малышка спрашивает: «А где моя кукла?» Ну а далее получаем капризного ребенка.

Мама напрасно разбудила в ребенке желание: у него еще нет способности ощущать время, т.е. переноситься в будущее и представлять себе в уме игрушечный магазин по дороге к их дому.

Резкое непослушание, капризы или плач могут быть не только простым средством разрядки или поиском психической стимуляции, но и реакцией ребенка на попытки контроля со стороны взрослого.

Наши малыши всего лишь пробуют взрослеть. Далее мы увидим, как воздействуют на психику ребенка плохо сформулированные родительские приказы, запреты и другие волеизъявления, не соответствующие его возрасту.

Пример разговора одной мамы и детского психолога.

А теперь вернемся к вопросу мамы, который она задала во время лекции: «Как реагировать на вспышки ярости у трехлетнего ребенка?»

Конечно, я не могла ответить на такой слишком общий вопрос и спросила в свою очередь: «Чем была вызвана вспышка ярости?» Мама не смогла уточнить: «Обычная вспышка...»

Вспышка ярости представляется ей проблемой — итак, речь идет о реакции; о том, что что-то вызвало эту реакцию. Естественно, не очень приятно считать себя причиной ярости своего собственного ребенка. Я прошу эту маму задуматься о том, что послужило вспышкой ярости ее сына в последний раз. Она сказала: «Я не хотела давать ему конфету».

И опять я прошу ее рассказать об этом подробнее. Мама рассказывает: «Он встал сначала на стул, потом залез на приставную лестницу, чтобы достать банку с конфетами, которая стояла на шкафу».

Все сразу же стало понятно! Не правда ли, мы (все, а не только эта мама) склонны придавать значение только тому, «как реагировать» на последствия (в нашем случае речь идет о капризах, вспышке ярости), в то время как мы могли бы действовать по-другому еще до этого, предвосхищая таким образом возникновение конфликтной ситуации. Была ли вспышка ярости малыша действительно связана с тем, что мама отказалась давать ему конфету?

Давайте разберемся. Ребенку три года. Он видит наверху на шкафу банку с конфетами — рядом стул и приставная лестница...

Я прошу присутствующих на лекции родителей вспомнить, в чем заключается основная потребность

 

трехлетнего ребенка. Хором и с улыбкой (они разгадали мое намерение) они отвечают:

«Испытать свои способности».

Конечно же, ребенок старался добраться до конфет, а мозг взрослого человека концентрируется на содержимом и цели... и ничего, кроме этого, не замечает. Ребенок на самом деле больше заинтересован в акробатических упражнениях, чем в конфетах.

Мать не подумала о том, что для малыша банка с конфетами была всего лишь предлогом, поводом, а настоящая цель заключалась в проверке своих физических возможностей.

Если бы мама это знала, ее реакция могла бы стать следующей:

«Ого! Тебе удалось забраться на такую высоту — ты уже почти дотянулся до банки с конфетами. Молодец, ты такой сильный и ловкий! Браво! Ты вполне заслужил свою конфету. Бери банку и давай ее сюда — я подержу ее, чтобы ты выбрал конфету, которую ты сможешь съесть после ужина. А куда мы ее пока положим? На кухонный стол или в твой маленький чемоданчик? Если хочешь, твоя конфета до ужина будет у меня — я сумею сберечь ее».

Таким образом, нам не надо реагировать на проблему капризов и вспышки ярости, так как ярости больше нет.

Но мама не сдается: «Но я не хочу, чтобы он ел конфету за ужином!»

Тогда зачем ставить банку с конфетами на видное место на шкафу, если она не хочет, чтобы малыш заглядывался на нее? Ведь эта стимуляция для мозга трехлетнего ребенка — стимуляция-провокация... А потом говорят, что родителей провоцируют дети!

Капризы ребенка - это естественно для детей его возраста!

Авторитарные родители склонны расценивать капризы ребенка, ненадлежащее или нервозное поведение малышей как проявление непослушания, дерзости или даже дурных наклонностей.

В свою очередь есть те, кто позволяет своим детям всё, боятся травм и обвиняют себя в том, что они плохие родители. А есть ли другие причины?

Делать то, что запрещает мама, глядя ей прямо в глаза, в один год и три месяца, бояться темноты в три года и лгать в четыре — это поведение, с которым тяжело смириться, но оно совершенно ЕСТЕСТВЕННО и НОРМАЛЬНО!

Годовалая малышка бесстрашно входит в море на руках папы, но в три года ей уже страшно... Развитие мозга имеет не линейный характер, а скорее волнообразный. Это означает следующее: то, что казалось уже усвоенным в одном возрасте, может исчезать в другом — нейронные пути реконструируются.

Когда вам захочется отчитать вашего годовалого капризного ребенка, помните, что в его мозгу каждую секунду создается около одного миллиона синапсов! Работа, внушающая уважение. Представьте только его мозг в процессе деятельности — это поможет вам сдержаться. Дышите глубже...

2018-02-20 01:27:29
0
134

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Я прочитал Согласие пользователя и согласен с условиями

Рекомендуемые статьи

Как рисуют наши дети. Стадии развития детских рисунков

Как рисуют наши дети. Стадии развития детских рисунков

С раннего возраста дети интересуются красками и карандашами, пытаются что-то изобразить на бумаге или любой другой поверхности. Очень часто родители сразу же начинают учить ребенка рисовать что-то конкретное: желтое солнышко, голубое небо, зеленую траву, домик и елочку. Помогает это научение ребенку или вредит? Давайте рассмотрим подробнее основные стадии развития детского рисунка, которые выделил..

2018-02-18 23:51:16
0
103
Парковка и игра для запоминания цифр за 5 минут

Парковка и игра для запоминания цифр за 5 минут

Игра подходит для детей от 2х лет. Берем большую коробку с низкими краями, рисуем фломастером парковочные места для маленьких машинок и обозначаем парковочные места цифрами. На маленькие машинки клеим стикеры  с цифрами. Всё! Ребенок занят – играет и учится, а вы имеете минимум 10 минут свободного времени :) Самым маленьким детям предложите парковку на 3 машинки и сделайте п..

2018-02-19 22:21:35
0
112
Порядок в детской: 3 секрета хранения игрушек

Порядок в детской: 3 секрета хранения игрушек

Предлагаем вам организовать пространство в детской так, чтобы ваши дети всегда могли найти себе занятие, а после игры знали, как вернуть комнате первоначальный ухоженный вид. Секрет № 1: разделить игрушки по категориям и рассортировать в ящики Дети не могут играть в игрушки, если они хранятся в одной большой куче. Конечно, убирать их туда удобно. ..

2018-02-19 23:29:36
0
132
Какие игрушки нужны ребенку

Какие игрушки нужны ребенку

Большое количество и разнообразие игрушек в магазинах делают выбор игрушек для ребенка достаточно сложным процессом. Конечно, можно довериться производителям и покупать игрушки в соответствии с надписью на упаковке (0+; 2+; 3+). Но тут мы сталкиваемся сразу с несколькими трудностями: игрушек с категорией 0+ почему-то достаточно мало; изделия одинаковые на вид и по смыслу у разных производи..

2018-02-20 09:43:06
0
153