Ребенок 3 года: Я сам! Я хочу! Я не буду!

  • Ребенок 3 года: Я сам! Я хочу! Я не буду!

Ребенок уже подрос, но папе или маме так трудно всё делать вместо малыша! Это сложный период в жизни ребенка – появились автоматические привычки. Он все меньше нуждается в нашей помощи для выполнения всевозможных повседневных процедур – теперь с большинством из них он вполне может справится сам. Тем более, что малыш в этом возрасте внезапно становится очень самостоятельным, самоуверенным и даже властным, но на следующий день он опять крепко держится за мамину ладошку и сразу же начинает плакать, стоит той отойти лишь на несколько метров – особенно в незнакомом месте или необычной ситуации. Нежные ласки внезапно сменяются вспышками ярости или пугливостью. Уравновешенность придет позже. В мозге ребенка еще не сформировалась система, связывающая зону возбуждения с зоной торможения. Малыш просто не может сдерживать свои порывы!

Что делать, если ребенок говорит: "Я сам!"

"Сам!" Сразу идет после этапа "нет!" – к двум с половиною годам наступает этап "я сам(а)". Ребенок в 2,5-3 года хочет проверить, на что он способен. Он хочет самостоятельно одеваться, самостоятельно принимать пищу…

Когда вы делаете всё вместо него из-за нехватки времени или для того, чтобы упростить себе жизнь, или потому что вы думаете, что у него не получится, - вы лишаете малыша не только возможности применить на практике приобретенные двигательные навыки, но и радости выполнения стоящей перед ним задачи. И тогда малыш начинает бунтовать!

Ребенок в 3 года может выполнять различные процедуры, которые соответствуют его возрасту: относить вазочку с печеньем, сортировать посуду, открывать дверь, пристегивать ремень безопасности… Воспитатели детских садов разработали целую методику, для того чтобы помочь детям надевать пальто самостоятельно.

Когда вашему малышу исполнится 3 года, вы сможете смело задавать ему вопросы:
- Что ты хочешь делать?
- Что ты хочешь, чтобы я делал(а)?
- Кто будет чистить яйцо от скорлупы: ты или я?

 

Что делать, если ребенок говорит: "Я хочу!"

Классная машина

Ваш возлюбленный говорит: "Вау! Классная тачка! Хочу такую же!"

Вы можете ответить ему: "И речи быть не может! У тебя уже есть машина. К тому же у нас совсем нет денег."

Или вы ему скажете: "Дааа, классная! А поехали на выходные на море…"

Тогда почему вы предпочитаете вариант категорического "Нет! Никогда! И ни за что на свете!" по отношению к вашему собственному ребенку?

Родители воспринимают детские "я хочу" как требования и при этом забывают о том, что они сами научили его этим словам: "ты хочешь...?" На самом деле ребенок в 3 года изучает свою способность к образному мышлению, и это доставляет ему удовольствие. В его мозге развивается визуальная ассоциативная область: только ее активация уже секретирует эндогенные опиоиды!

Разговор

К тому же, когда малыш настойчиво повторяет "я хочу", это необязательно означает, что он это хочет сразу же, или даже что он вообще этого действительно хочет! Он не только еще не совсем понимает особенности условного или сослагательного наклонения и использует глагол "хотеть" вместо многих других слов, которыми еще не владеет: "думать", "полагать", "представлять", "мысленно видеть".., Он путает "я хочу" / "я думаю о..." "я узнаю" / "я полагаю" / "я люблю" / "это мне нравится" / "согласен". Таким образом, "я хочу бутерброд" на самом деле может обозначать: "я думаю о буте броде", "это бутерброд", "вчера я съел бутерброд" и т. д.

Так что же делать, когда ребенок 3 лет говорит: "Я хочу!"? Чаще всего ребенку нужно всего лишь признание его права на желание. Наши желания определяют границы нашего чувства идентичности. Взрослый скажет "я предпочитаю кофе" или "я люблю чай", идентифицируя себя в зависимости от своего выбора. Детские желания или отвержения таким же образом будут участвовать в формировании чувства идентичности.

Ваш ребенок в 3 года не различает желание и намерение? Вы должны ему помочь. Например: "Ты имеешь право хотеть перевернуть на голову своему брату пачку овсянки, но ты не имеешь права этого делать". Не забывая при этом о простой инструкции: "Овсянку нужно насыпать в тарелку".

Маленький тест для проверки

В сумке лежат конфеты различных цветов. Вы, будучи взрослым человеком, можете изложить свое намерение: "Я возьму одну красную".

А ребенок 3 лет скажет: "Я хочу одну красную". Он говорит "я хочу" вместо "я возьму", но также и вместо "это красная конфета" / "вот красная конфета" / "ты видишь красную конфету"... Даже если с двухлетнего возраста он уже умеет говорить "я возьму", "я хочу" и "я должен взять", то для него это по-прежнему будут синонимы — иначе говоря, он не будет отличать все эти словосочетания, обозначающие действия, которые происходят в ближайшем будущем.

Пример: Какое удовольствие — пофантазировать вместе о мороженном! Это удовлетворит малыша, явно больше интересующегося самим процессом мысленного представления образов — воображаемым, чем содержимым (мороженым).

Маленькая проблема: хотя от мороженого у нас остался только образ, тем не менее, он провоцирует физиологические реакции. Представьте, что вы подносите ко рту дольку лимона... Моментально выделяется слюна. Так же и ребенок в 3 года представляет себе мороженое... Его вкусовые сосочки готовятся ощутить желанный вкус — появляется слюна. У малыша сформировано желание мороженого.

Он сам не знает, чего он хочет!

Хочу круасанУ ребенка в голове два образа. Но есть и принципиально новое отличие: теперь он способен помнить, что у него есть выбор, который он пока не делает. Он уже знает о существовании рогалика, даже если он и выбрал булочку. У него в голове образ рогалика... И он его хочет! Иначе реальный и воображаемый миры смешаются — и это собьет малыша с толку!

"Мне необходимо, чтобы ты меня направлял, чтобы ты помогал мне задействовать мой мозг. Я не хочу, чтобы ты выбирал вместо меня, поскольку я хочу быть собой. Я люблю выбирать, но мне нужна твоя помощь... Если ты всегда предоставляешь право выбора мне или ждешь, чтобы я сделал окончательный и бесповоротный выбор, то я начну тревожиться. Я еще слишком маленький, я не умею выбирать!"

Родители правы: малышу трудно угодить — он всегда недоволен! Даже когда он сделал свой выбор, он все еще хочет то, что он не взял. Да-да, он может плакать из-за того, что выбрал рогалик, но потом понял, что он хотел булочку...

Но это не из-за его скверного характера — это только непростой этап, который нужно пережить как родителям, так и детям. Успокойтесь и дышите глубже! И знайте, что он все равно вернется к своему выбору, потому что это соответствует естественному функционированию его мозга. Старайтесь не доесть до конца ваш рогалик — оставьте малышу маленький кусочек!

2018-02-20 00:52:16
0
251

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!

Рекомендуемые статьи

Простые игры для тренировки хватательных движений

Простые игры для тренировки хватательных движений

Тренировка хватательных движений Одна из сложных задач для ребенка до трех лет – научиться брать мелкие предметы методом «пинцетного захвата» — большим и указательным пальцами. Сначала кроха будет брать предметы всеми пальчиками сразу, потом щепотью, то есть тремя пальцами, а потом у него выработается умение захватывать «пинцетом». Поставьте перед малышом несколько посильных задач, выполняя кот..

2018-02-19 20:25:49
0
222
Простые игры для развития: развиваем умение соотносить

Простые игры для развития: развиваем умение соотносить

Развиваем соотносящие действия Умение соотнести две и больше частей одного или нескольких предметов – работа, требующая особой сосредоточенности и усилий. Следующие занятия и игры помогут малышу усовершенствовать это умение. Пирамидка – самая распространенная игра для развития соотносящих действий. Сначала малыш учится снимать кольца с пирамидки, потом одевать их на стержень в любой ..

2018-02-19 22:11:34
0
185
Чем заменить телевизор, чтобы занять ребенка

Чем заменить телевизор, чтобы занять ребенка

Все родители нуждаются в отдыхе и свободном времени для выполнения домашних дел. Проще всего в такие моменты включить для ребенка компьютер или телевизор. Для того чтобы дети не проводили перед телевизором слишком много времени, предлагаем 5 увлекательных игр, связанных с домашними делами. Эти игры надолго займут ребенка и помогут ему обрести новые навыки. 1. Переливание воды из пиалы в пиалу с..

2018-02-19 23:40:18
0
242
Успешный ребенок: выбираем правильный подход к воспитанию

Успешный ребенок: выбираем правильный подход к воспитанию

Красивый, умный, здоровый и успешный ребенок – это мечта всех родителей. Появление в доме малыша, заставляет мам и пап задуматься над подходом к воспитанию, чтобы вырастить такого малыша. В интернете опубликовано много разных правил и советов, способных помочь и направить на определенные шаги и действия. При этом стоит помнить, что все дети разные. Значит подход к воспитанию и развитию ребенка, до..

2018-02-20 10:11:30
0
275

}